Казахстан • 28 Июля, 2020

Казахстан может стать образцовым электронным государством

394 раз показано

Или как IT-решения для госсектора выходят на глобальный рынок.

За последние годы Казахстан достиг значительного прогресса в области электронного правительства. Более 83,7% госуслуг доступны гражданам в электронном формате (581 услуг). 10 июля 2020 года опубликован новый Обзор ООН по уровню развития электронного правительства. В этом году Казахстан занял 29 место среди 193 стран-членов ООН.

В 2018 году Казахстан находился на 39 месте. Таким образом, Казахстан поднялся на 10 позиций. Подобный рост стал результатом проведенной работы за 2018-2019 годы.

Топ-10 стран с наилучшими показателями возглавили Дания, Южная Корея, Эстония, Финляндия, Австралия, Швеция, Великобритания, Новая Зеландия, США и Нидерланды.

Среди стран СНГ, Казахстан занял 1-место, опередив Россию, Беларусь, Молдову, Украину, Азербайджан, Узбекистан и Армению. Среди стран, не имеющих выхода к морю, Казахстан занял первое место с самым высоким EGDI (0,8375).  Среди стран Азии с самым высоким показателем EGDI, Казахстан занял 6-е место, уступив Южной Корее, Сингапуру, Японии, Кипру и ОАЭ.

По индексу открытых данных правительства Казахстан занял 1 место среди азиатских стран.

По индексу онлайн услуг Казахстан занял 3 место среди стран Азии и 11 место в общемировом рейтинге.

По уровню развития местных онлайн-услуг г.Алматы расположился на 29 месте среди 100 городов мира.

В математическом плане EGDI — это среднее арифметическое трех основных показателей, оценивающих наиболее важные аспекты электронного правительства: широта и качество онлайн-услуг (Online Service Index), уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры (Telecommunication Infrastructure Index) и объем человеческого капитала (Human Capital Index).

По сравнению с 2018 годом, индекс развития электронного правительства (EGDI) Казахстана вырос на 10.2% в 2020 году.

1

Наибольший рост отмечается по развитию телекоммуникационной инфраструктуры - 22.7%, между тем, по уровню электронных услуг Казахстан получил практически максимальный бал – 0,92 из 1.

По уровню электронного участия (E-participation) Казахстан поднялся на 16 позиций, заняв 26 место. Индекс электронного участия показывает вовлеченность граждан в процесс принятия решений, прозрачность и открытость деятельности государства, что соответствует политике страны “слышащего государства”.

Улучшение позиции Казахстана стало результатом комплексной работы в рамках Госпрограммы «Цифровой Казахстан». Сегодня уровень цифровой грамотности населения Казахстана составляет 82,1 %.

В настоящее время в Госпрограмму вносятся изменения и делается это путем постоянного диалога власти и общества и вовлечения граждан в обсуждение наиболее актуальных общегосударственных задач. Таким образом, воплощается в жизнь концепция «Слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан.

К 2021 году планируется полностью перейти на стадию egov 3.0, хотя уже сейчас ряд ее элементов либо внедрены, либо находятся на стадии внедрения. Например, производится интеграция информационных систем, в рамках проекта "Smart Bridge" внедряются элементы искусственного интеллекта, реализуются проактивные услуги.

Цифровые вице-министры, назначенные в 6-ти министерствах (здравоохранение, образование, цифровое развитие, налогово-таможенная служба, индустрия и энергетика), а также сформированные Офисы цифровизации в центральных и местных государственных органах проводят работу по усилению цифровизации отраслей своих министерств. 

Казахстан одним из первых среди стран СНГ начал внедрение электронных госуслуг с применением электронной цифровой подписи. На сегодняшний день портал электронного правительства обслуживает более 11 млн. пользователей, оказав более 340 млн. услуг за весь период работы.

Только в период пандемии COVID-2019 было оказано 22 млн электронных госуслуг. В 3 раза увеличилось ежедневное получение услуг в электронном формате. 

Успех казахстанского Egov подтверждают цифры и мнение мировых экспертов. Так, за 2019 год автоматизация государственных услуг позволила сократить бумажный документооборот на 70,8 млн документов и сэкономить свыше 8,4 млрд. тенге. В январе этого года руководитель управления электронного правительства ООН Акуаро Винченсо посетил ЦОН и ситуационный центр госкорпорации «Правительство для граждан». Гость высоко оценил работу ЦОНа, отметив, что модель предоставления госуслуг Казахстана смело можно ставить в пример другим странам. 

«Говоря о развитии цифровых услуг, могу сказать, что Казахстан – страна с большим будущим. Зачастую вы очень скромны, хотя работу вашего цифрового правительства можно ставить всем в пример и даже можно было бы организовывать туры, чтобы иностранные специалисты могли увидеть, как строится цифровое государство и как предоставляют услуги в Казахстане», – сказал международный эксперт. 

Важно отметить, что Беларусь и Узбекистан уже сотрудничают с Казахстаном в части развития «электронного правительства». В прошлом году АО «Национальные информационные технологии» (единый оператор инфокоммуникационной инфраструктуры «электронного правительства») подписал меморандумы о сотрудничестве сначала с ГУП «Центр управления проектами электронного правительства и цифровой экономики при Национальном агентстве проектного управления при Президенте Республики Узбекистан», а после с Республиканским унитарным предприятием «Национальный центр электронных услуг» Республики Беларусь. Согласно документу стороны, договорились сотрудничать в части создания, внедрения, сопровождения и развития информационных систем электронного правительства. Это означает, что казахстанский опыт создания Egov имеет спрос на международном рынке, а значит следует подумать над экспортом экспертизы и решений.

Глобальный рынок электронного правительства: потенциальные импортеры

Сегодня уровень развития электронного правительства растет во всех регионах, что обусловлено главным образом повышением индекса онлайн-обслуживания. Европейские страны лидируют, а страны Северной и Южной Америки, и Азии почти равны и имеют высокий и средний индекс развития «электронного правительства».

Наибольший интерес для экспорта на рынке электронного правительства могли бы вызвать страны Центральной Азии и Африки.

Так, согласно Рейтингу ООН среди стран Центральной Азии наиболее низкие позиции занимают Кыргызстан (91), Таджикистан (131) и Туркменистан (147). Проблемы, с которыми сталкиваются эти страны связаны во основном с низкой скоростью и качеством интернета, недостаточной цифровой грамотностью и отсутствием мониторинга существующих информсистем со стороны властей.

Африканский регион в целом отстаёт по развитию электронного правительства от остального мира. Тем не менее, технологический сектор Африки ускоренно растет. В 2017 году стартапы Африки привлекли вдвое больше венчурного капитала чем в 2016 году. Большая часть этого капитала инвестируется в Южную Африку (166,2 млн. долларов США), Кению (145,8 млн. долларов США) и Нигерию (113,8 млн. долларов США). 

Важно отметить, что экспорт технологических решений для государственного сектора становится глобальным трендом, т.к. рынок GovTech набирает обороты во всем мире - как внутри, так и вне правительства. 

Растущий рынок GovTech – новый глобальный тренд? 

По последним подсчетам глобальный рынок GovTech оценивается в 400 млрд. долларов. Термин ранее уже использовался в Африке и США, но его популярность в мире за последний год резко возросла как способ описать растущее движение IT-компаний, предоставляющих правительству новые технологические услуги. 

Многие из этих IT-компаний стремятся обслуживать огромные бэк-офисные процессы государственного сектора - прежде всего, HR. Например, поисковая система по трудоустройству Adzuna заключили с Британским министерством труда контракт на сумму 3,3 млн. долларов США в год на управление работой департамента по трудоустройству. 

В разрез мнению, что продукт для госсектора не имеет потенциала развиваться на внешних рынках, существует достаточно примеров успешных мировых компаний государственно-частного партнерства. Наиболее ярким примером является Сингапур, главный трендсеттер в сфере инноваций и экспортер услуг в области цифровизации государственного управления.

Сингапур славится своим опытом внедрения «электронного правительства». Примечательно, что уже в 1980 году в стране начались процессы формирования будущего электронного правительства путём автоматизации основных функций каждого министерства, развития локальной IT-индустрии и подготовки соответствующих IT-специалистов. Правительство Сингапура сотрудничало с местными IT-компаниями, что вылилось в успех такой организации, как CrimsonLogic. Уже более 20 лет компания работает с правительственными органами всего мира, оказывая полный спектр услуг, от разработки до эксплуатации сервисов.

Сингапурский опыт применим и для Казахстана благодаря поддержке отечественных компаний на локальном рынке, то есть увеличения доли местного содержания. Данная политика исторически получила подтверждение своей эффективности, и есть не мало примеров как мировые ИТ-гиганты, такие как SAP (Германия), Huawei (Китай), Intel (США), IBM (США) и другие, выросли во многом благодаря поддержке на внутреннем рынке.

Работая на внутреннем рынке, компании вырабатывают необходимую компетенцию, правильную бизнес-модель и отраслевую экспертизу. Кроме того, поработав в государственном или квазигосударственном секторе, компании создают новые продукты или услуги для дальнейшего масштабирования на новые рынки. Например, продукт «Сергек» - интеллектуальная система видеоконтроля, фиксирующая правонарушения на дорогах и улицах города. Компания зародилась и развивается исключительно в государственном секторе, и на данный момент выходит на международный рынок. Другой пример ERP-решение «Фаворит» - система по учету, планированию, контролю и анализу деятельности компании. Решение создавалось в железнодорожном секторе, и сейчас компания имеет в линейке продукт для МСБ. Таким же образом компания «Documentolog», cистема электронного документооборота на первых этапах работала только в квазигосударственном секторе, а сейчас предлагает решения для МСБ и зарубежных клиентов.

Более того, государство всячески поддерживает местные ИТ-компании в продвижении. Для ИТ-чемпионов Министерство цифрового развития совместно с Холдингом «Зерде» разработали индивидуальные дорожные карты по масштабированию и выходу на экспорт.

Эксперты прогнозируют, что к 2025 году рынок Govtech вырастит до 1 трлн. долларов США в год. Опыт зарубежных стран, таких как Сингапур, Германия, США, Китай показывают: Казахстан, имея широкий спектр ИТ-компаний, покрывающих потребности государственного сектора, может осуществлять трансфер технологий и знаний в области Govtech в страны Центральной Азии и Африки с уже зарекомендовавшими себя отечественными продуктами. Тем самым, нахождение ИТ-компаний в договорных отношениях с государственным сектором не только обеспечивает им постоянную занятость, но что гораздо важнее – развивает их продукты и бизнес до республиканских и региональных масштабов, готовых к экспорту на зарубежные рынки.

Последние новости

52 человека заболели от коронавируса

Коронавирус • Сегодня, 09:18

Где в Казахстане чаще всего дают взятки?

Казахстан • 24 Сентября, 2020

Назначен новый аким Риддера

Назначение • 23 Сентября, 2020

Похожие новости